Статьи

Психоистория глазами НЛПера

Начало

Была такая серия романов А. Азимова «Основание». Среди прочего интересного в ней упоминается ученый Хари Сэлдон и созданная им наука Психоистория.

Суть ее в том, что соединив психологию, историю и математику он смог предсказывать развитие обществ.

Он предсказал падение галактической империи, Прописал дорожную карту развития новой империи, Основания, снабдил людей Основания подсказками на многие годы вперед.

Здесь я очерчу контуры психоистории с опорой на технологии НЛП.

 

Индивидуальность и Типология

Можно долго спорить о роли личности в истории, приводя аргументы за ее исключительность или за ее ничтожность, но с чем нельзя спорить так это с ролью в истории масс и трендов.

Оказать влияние на историю личности тем проще, чем больший тренд она сможет «оседлать».

Проще говоря будет тренд – лидер найдется, а обратное как минимум спорно.

Таким образом для целей психоистории, предсказания развития цивилизации и/или обществ, нам нужно работать с целями, потребностями, задачами, желаниями и тому подобное разных людей.

И тут нам нужно найти баланс между индивидуальностью человека и типологий.

Совершенно очевидно, что приняв как аксиому индивидуальность каждого мы никогда не решим задачу предсказания. Не хватит ресурсов.

Найти же адекватную типизацию представляется возможным хотя бы в силу того, что сходные задачи с разной эффективностью уже решаются маркетологами, рекламщиками, политтехнологами.

Мне видятся полезными две модели типизации.

Психотипы (Леонгард, Шмишек, Егидес)

Архетипы (Четуинд)

Чем хороши и полезны для формул психоистории психотипы:

  • есть валидные тесты на их определение
  • они могут быть отслежены в простом поведении в соцсетях
  • есть закономерности перехода по психотипам от родителей к детям
  • они достаточно стабильны и оказывают влияние на человека всю жизнь
  • они описывают ряд конкретных стратегий поведения и ценностей

Чем полезны архетипы:

  • они динамические и зависят от отношения общества к человеку
  • смещение по архетипам можно отслеживать через информационный фон
  • они коррелируют с психотипами, можно просчитывать совместимости
  • они описывают ряд конкретных стратегий поведения и ценностей

Отдельными статьями опишу их подробнее.

 

Общество и группы

В главе о индивидуальности и типологии я писал, что для целей предсказания поведения людей надо группировать по разным признакам.

Но один и тот же тип людей в разных обществах будет вести себя по‐разному.

И так же как нельзя говорить обо всех людях как одинаковых, так и общество следует разделить на ряд функций.

Какие функции относительно индивидуумов и в целях выживания общества должны выполняться.

  • Поддержка законности, карательная
  • Оборона от внешних врагов
  • Воспитание, образование
  • Реинтеграция в социум заблудших
  • Справедливость, перераспределение благ
  • Проектная, цели и будущее
  • Улучшение жизни людей

Возможно этот список не полный и будет дополняться и точно элементы списка могут и должны быть детализированы и разнесены по разных институтам государства в разных обществах.

Например было время когда церковь брала на себя функцию образования. Сейчас функция образования реализуется другим институтом, но церковь с ним конкурирует, возможно хочет вернуть ее себе. Не так давно школа несла не только образовательную, но и воспитательную функцию, которую сейчас делят между собой семья и СМИ.

Каким институтом, как и насколько качественно предоставляется людям обслуживание той или иной необходимой(!) им функции напрямую влияет на поведение этих людей.

Например людям с паранояльным психотипом или в воинских архетипах необходимы цели и проекты по масштабу превышающие жизнь обычного человека. Если государство заботится о том, что бы для них всегда были «стройки века», то эти люди будут при деле, ощущать нужность и вовлеченность. Если же проектная функция не может предложить достаточного, то эти люди будут ощущать бессмысленность жизни или искать сами «проекты на стороне». В любом случае они будут создавать «активную недовольную массу».

Это должно получить четкое выражение в формулах психоистории. Размер и активность группы должна сравниваться с качеством предоставления функции, ее доступностью и объемом. Из этой формулы должно математически следовать количество удовлетворенных и неудовлетворенных людей, давление неудовлетворенных на другие функции государства.

Постепенно буду сюда дописывать эти формулы.

 

Как закрываются потребности

 Я уже писал в главе Общество и группы о функциях общества, о том, что институты общества или государство должны так или иначе закрывать разные потребности групп людей.

Давайте рассмотрим это на примере .

Сравним два завода производящих например бытовую технику. Завод времен условного СССР и завод нынешних времен.

Завод в СССР выполнял функцию обеспечения граждан бытовой техникой. На втором месте были прибыль, заработки и продажи. Фактически завод был скорее инфраструктурным проектом, он должен был надежно закрыть базовые потребности населения. При этом если кто‐то шел туда зарабатывать большие деньги, то этого там не было.

Завод сейчас выполняет в первую очередь функцию зарабатывания денег. Вопросы надежности, количества товара и вообще обеспечения им населения – вторичны. Там стало можно зарабатывать, но надеяться на надежное закрытие базовых потребностей граждан стало сложнее. Запланированное устаревание, снижение ремонтопригодности и вообще качества сервиса.

Таким образом видно, что если бизнес настроен на инфраструктуру, то удовлетворяются потребности одних групп и не удовлетворены потребности других. Если бизнес настроен на зарабатывание денег, то удовлетворенность и неудовлетворенность меняются местами.

Общая неудовлетворенность общества и в том и в другом случае считается формулой от таких величин как

  • процент населения
  • важность неудовлетворенной ценности
  • коэффициент активности

 

Общая формула психоистории

 Формула, конечно не одна.

Давайте посмотрим на то, что вообще можно хотеть получить от математического аппарата психоистории

  • список незакрытых чаяний общества
  • тренды в будущее
  • прогнозы по результатам социальных преобразований

Подробнее.

список незакрытых чаяний общества

Цели и ценности всех групп из которых состоит общество должны быть в идеале закрыты с помощью институтов общества. Если какие‐то из них не полностью удовлетворяются – это создает напряжение. Часть людей не видит нужных им возможностей. Формируя запрос от общества к государству.

тренды в будущее

Есть ли запросы от общества к государству и что с ними происходит, будут ли они расти или уменьшатся. Появятся ли новые запросы с изменением структуры общества в будущем. Как в будущем изменится структура общества.

прогнозы по результатам социальных преобразований

Что будет, если мы внедрим «вот это» или вот такие изменения внесем вот в такой институт общества или государства.

 

Таким образом математический аппарат должен выдавать

  • текущее состояние взаимодействия людей и институтов
  • прогнозы по изменению структуры общества
  • состояние взаимодействия людей и институтов в просчитанном будущем
  • расчет для альтернативной конфигурации институтов

Далее везде будем называть формулы входящие в Общую формулу

Главная формула – Общий расчет состояния системы

Формулы будущего – Формулы задающие закономерности переходов людей по группам через поколения. Очевидно, что на эти формулы будут влиять и результаты расчета текущего состояния.

Формулы институтов – В основном, наверное, будут представлены коэффициентами выражающими качество, охват и доступность их для людей.

Вспомогательные формулы - в силу предполагаемой принципиальной неполноты статистики по обществу будут нужны формулы сглаживающие подсчеты, учитывающие неточность и распределение вероятностей.

 

Психотипы и поколения

Трудные времена рождают сильных людей. Сильные люди создают хорошие времена. Хорошие времена рождают слабых людей. Слабые люди создают трудные времена.

В главе «Общая формула психоистории» я показал психоисторическую математику как систему уравнений в которой есть формулы выдающие конечный результат в смысле трендов в будущее и есть формулы внутренних взаимосвязей.

Здесь напишу о внутренних формулах имеющих отношение к просчету смещения распределения психотипов в обществе от поколения к поколению.

Итак, если мы имеем статистику распределения некоего общества по психотипам, то мы, с некоторой точностью, имеем предположения о распределении психотипов в следующем поколении.

Проще говоря, есть несколько наблюдений о переходах родители‐дети.

Родитель(и) эпилептоид(ы) – ребенок гипертим.

Родитель(и) тревожные – ребенок эмотив.

и тп (постепенно формулы буду дописывать)

(В том числе если два родителя двух разных психотипов.)

Далее.

Проложим к этому коэффициент фертильности и введем в формулу второго ребенка.

(Формул перехода для второго ребенка пока нет)

Как одно из предположений(требующее проверки) можно рассматривать первого ребенка как анти‐сценарий родителей, а второго как сценарий дополняющий семейную систему.

Конечная формула просчета предполагаемого перехода из сегодняшнего общества в общество+25лет должна включать в себя следующие исходные данные

  • Матрица распределения психотипов по возрастам
  • Коэффициент фертильности
  • Статданные по возрасту рожениц, для первых, вторых и третьих детей
  • Таблица вероятностей устойчивых психотипических союзов
  • Процент матерей/отцов одиночек

Пропустив исходные данные через матрицу подформул преобразования психотипов от родителей к детям мы получим рисунок психотипов следующего поколения.

Конечно точность просчета определяется суммой неточностей в каждой из формул и будет требовать уточнений. Но и неточности в формулах можно снизить проверив формулы на массиве данных прошлого.

Возможно в этом месте появляются нейросети, но, зная как в них организовано обучение, могу сказать, что можно просто искать минимум многомерной функции, где в качестве переменных как раз будут коэффициенты формул, а конкретные исторические данные станут коэффициентами.

 

Коррекция настоящего

В главве Индивидуальность и типология я наравне с Психотипами упомянул Архетипы.

Давайте разберемся для чего нужны они.

Мы же на самом деле не «Тампакс» рекламируем, а внедряем тревожность.

Виктор Пелевин. Generation «П»

В силу того, что Архетипы гибки и социально обусловлены их можно переключать. Внешними факторами, а точнее информацией о факторах и их оценкой, переводя людей в нужный архетип.

Пример 1.

Если на какую‐то социальную группу постоянно транслировать по каналам «обобщенного СМИ»

  • идеи о незначительности их личных успехов
  • задавать далекие идеалы для подражания
  • несистемно перечислять правила из некоего «Правильного списка»

эта социальная группа перейдет в детский архетипический квадрат. Если примеры для подражания будут при этом создавать надежду до них дойти – группа превратится в Принцев и Принцесс, что по психотипам будет соответствовать Гипертимам. Если идеалы недостижимы – группа будет мигрировать в Бродяг и Дрянных девчонок, что соответствует Гипотимам.

Пример 2.

Постоянно озвучиваемая угроза стабильности своего мира

  • бизнеса
  • собственности
  • семьи

будет переводить группу, на которую этот поток будет направлен, в воинский архетипический квадрат. Угроза преодолимая при этом включит желание отстаивать ценность, что соответствует Паранояльному психотипу, непреодолимая же угроза переведет в аналог Эпилептоидного психотипа.

Информационный СМИ‐поток на текущий момент вполне поддается анализу и просчету. И его влияние следует также вводить в формулы, которые будут корректировать статистические данные о структуре общества.

Конечно же в вероятностном виде.

Если нам нужно учесть влияние «СМИ‐потока на бизнесменов» на структуру общества, то мы должны совместить

  • вероятности распределения бизнесменов по психотипам
  • текущее распределение психотипов
  • статданные по количеству бизнесменов(ИП ООО и тд)
  • корректирующую функцию потока
  • способность Психотипов реализовываться Архетипами

О последнем следует сказать отдельно.

Одной из Вспомогательных формул в рамках Общей формулы психоистории будет таблица соответствия Психотипов и Архетипов.

Например Гипертиму легко быть Принцем/Принцессой, немного сложнее Воином/Охотницей, еще чуть сложнее Трикстером/Жрицей, и далее по убывающей. Полная таблица впоследствии будет написана.

Впрочем тут все будет зависеть от качества статистических данных.

Если данные о распределении психотипов свежие, то можно не учитывать влияние СМИ‐потока. Но чем более старые эти данные, тем важнее учесть влияние на них информационного фона.

 

Где наш космос

В главе Общество и группы я писал о том, что разные группы людей(психотипические) формируют разные запросы и эти запросы должны удовлетворятся в рамках существующих институтов общества или государства.

Так же я писал, что если какой‐то запрос не удовлетворен, то это создает напряжение и соответствующая группа ищет сама его удовлетворение.

Давайте посмотрим на мир Азимова и на наш мир. И давайте ответим на вопрос что есть и чего нет в том мире и в нашем.

В том мире есть галактическая империя, а в этом мире есть интернет.

Оставим пока эту мысль и снова вернемся к неудовлетворенным группам населения.

Есть два способа, что можно сделать с неудовлетворенным желанием.

  • найти путь удовлетворить его
  • сублимировать желание

А теперь давайте ответим на вопрос «Где наш космос?», объясним различия мира Азимова и нашего и посмотрим на один интересный пример.

Представим себе паранояла, который живет в отсутствии возможности вписаться в мега‐проекты и у которого нет особых возможностей, что бы самому инициировать эти проекты. Налицо фрустрация и он или найдет все же проект(может ему его предложат например из другого государства) или он найдет способ сублимировать, например особый СМИ‐канал.

Такой канал на котором ему объяснят о успехах его общества, объяснят ярко, эмоционально, с элементами манипуляции фактами и оценками, покажут текущую реальность в виде, подходящем для испытывания гордости.

Это сублимация. Гордость от «причастности к великому» существует только ограниченное время после просмотра видео. И поэтому нужно смотреть чаще.

Я проанализировал видео‐ролики всего на одном таком канале, всего только за одни последние сутки.

30000 часов просмотра. 30 тысяч паранояльных человеко‐часов в сутки.

Это полный рабочий день команды из 3750 параноялов. Каждый день.

Если бы они все работали на космос – мы бы наверное уже бороздили просторы.

Но если бы они все бродили неприкаянно – они бы возможно разнесли все по кирпичику. Кто знает чего они бы напридумывали.

Как‐бы то ни было, СМИ‐потоки являются на сегодняшний день в том числе запасными отдушинами по связыванию трендов, которые не могут удовлетворить институты общества.

И именно в таком формате они должны быть введены в Общую формулу психоистории

И статистика просмотра разных СМИ‐потоков может в рамках Вспомогательных формул уточнять статистику структуры общества.

© Андрей Близняков

Читать статью дальше…

Фокусы языка и Юмор

Почему бывает смешно или нет, почему второй раз шутка не так смешна, почему некоторые шутки оскорбляют?

 

Задача юмора совместить несовместимые объекты или объект с контекстом или два разных контекста.
Создание новых нейронных связей вызывает удивление, а если эти связи обогащают мир человека – то удивление перейдет в радость.

Отсюда следуют ответы на исходные вопросы

1. Не смешно, если такие связи уже есть.
2. Не смешно, если объекта или контекста из шутки нет в модели мире человека. Шутка не понятна.
3. Менее смешно с повторением, потому что нейронные связи укрепляются с каждым повтором шутки.
4. Если контексты или объекты из шутки задевают значимые для человека ценности это вызовет не радость, а отвращение или гнев или печаль.

 

На этой картинке «шутка» очень показательная.

Совмещаются два разных контекста через использование Фокуса языка Аналогия.
При этом контексты такие, что некоторым будет непонятен один, некоторым другой, а некоторым понятно, но не «хихихи», а «фуфуфу».

 

 

 

 

 

Следствие из пункта два «Если шутку надо объяснять, то ее не надо объяснять.»

Если предполагаете, что человек может не понять шутку в силу отсутствия у него знаний о нужном контексте, то их сначала нужно ему объяснить. Может быть даже добавить в шутку.

 

Несколько Фокусов языка в одном анекдоте могут быть «неравноценными».

Одни создают именно шутку, то есть то самое смешение разного, тот самый контраст.
А другие добавляют к ней «остроты» увеличивая контраст смешиваемого и/или помогая слушателям актуализировать(при наличии) нужные для смешивания контексты.

 

Давайте разберем анекдота на составляющие по этой модели.

Орнитолог поседел когда, окольцевав, ворону услышал «я согласна!».

Слово «окольцевал» относится к ЛУ стратегии, неконкретный глагол.
В нем несколько значений связанных, естественно, с несколькими моделями мира и их сенсориками.
Это ядро шутки, многозначность и это ФЯ Другой результат.

Орнитологический контекст поддержан через ФЯ Модель мира «орнитолог», тут скорее всего именно функция актуализации. Напомнить читателям о таком смысле.

Семейный смысл поддержан через ФЯ Последствия «окольцевал – услышал «согласна»», и дополнен ФЯ Стратегия реальности «поседел услышав».
Тут двойная функция, актуализировать контекст и усилить контрастность эмоциональную.

 

Еще один пример.

«Ядро» шутки на картинке

«не видел вас на занятиях по маскировке»

Здесь двойной смысл(ФЯ Другой результат) у «не видел» возникает в контексте (ФЯ Сужение фрейма) «занятия по маскировке».

Но сама по себе эта фраза не очень смешна. Надо усилить контраст

для этого надо
○ сначала поддержать один смысл
○ потом резко переключить на другой

Орущий на солдата капитан
(ФЯ Мета‐фрейм) задает нам восприятие смысла как «отсутствовал»

А когда солдат благодарит
(ФЯ Мета‐фрейм) переключает смысл на «успех на занятиях по маскировке»

 

Хорошо Сформулированный Результат

Целеполагание: Хорошо Сформулированный Результат (ХСР)

Хорошо сформулированный результат – это набор критериев описания цели, выполнение которых позволяет эту цель легко достичь.

Формулировка цели должна отвечать 8‐ми пунктам:

  1. Цель сформулирована утвердительно.
  2. Цель находится под вашим контролем.
  3. Цель проверяема в сенсорном опыте.
  4. Цель находится в нужном контексте.
  5. Цель экологична.
  6. Есть доступ к необходимым ресурсам.
  7. Вы знаете первые шаги для достижения цели.
  8. Цель нужного масштаба

 

  1. Цель сформулирована утвердительно
  • Чего вы хотите?

(следите за словами означающими отрицание: «не», «прекратить», «удалить», «без‐», «чтобы не» и т.п. Спросите «Что вместо этого?»)

 

  1. Цель под вашим контролем
  • Что именно вы можете сделать для достижения?

(Концентрируйтесь на том, что вы можете сделать, так, чтобы вы были ответственны за начало и поддержание этого. Если в формулировке цели присутствуют другие люди, вы можете подумать, как повлиять.)

 

  1. Цель проверяема сенсорно
  • Как вы узнаете что достигли своей цели? Что вы будете видеть, слышать, чувствовать в результате?

(сфокусируйтесь на получении сенсорных свидетельств достижения цели, это создает необходимую обратную связь.  Важно иметь возможность лично проверить и узнать результат. )

 

  1. Цель в нужном контексте
  • Где, когда, с кем и к какому сроку вы хотите достичь своей цели?

(подумайте о том, как будет использоваться результат, где и на что он повлияет)

  1. Цель экологична
  • Каковы последствия достижения цели для бОльшей системы? Как достижение цели повлияет на другие ценности?

Полезна для анализа экологии технология проверки цели известная как «Квадрат Декарта» или Мотивационный квадрат.

 

Что

получу

если

не достигну?

Что

получу

если

достигну?

Что

не получу

если

не достигну?

Что

не получу

если

достигну?

Напишите в каждой клетке все возможные ответы на соответствующие вопросы. Проанализируйте список на плюсы и минусы.

 

  1. Есть необходимые ресурсы
  • Какие ресурсы Вам нужны для достижения цели? Можете ли Вы иметь к ним доступ? Где и как вы можете найти эти ресурсы?

(Определите ресурсы внешние и внутренние.)

При ограниченности необходимого ресурса, можно использовать матрицу конвертации ресурсов.

Деньги Время Навыки Знания Связи
Деньги
Время
Навыки
Знания
Связи

По вертикали – какой ресурс тратится, по горизонтали – какой получаем.

 

  1. Известны первые шаги
  • Что будет первыми шагами для достижения цели? С чего вы начнете?

Определите первые, самые маленькие шаги, с которых вы начнете процесс реализации вашей цели, а также место в время, когда вы их сделаете.

 

  1. Цель нужного масштаба
  • Имеет ли цель подходящие размеры?

Укрупнение Если цель слишком мала, для того чтобы мотивировать, найдите более общую цель чтобы ее достижение вас мотивировало.

Что мне даст достижение цели? Какие бОльшие возможности откроются передо мной?

Разукрупнение Если цель слишком велика, разбейте конечную цель на более мелкие результаты, так чтобы каждый был достаточно ясным и достижимым.

Какие могут быть промежуточные значимые результаты? Что может мешать вам запустить процесс достижения цели прямо сейчас? Какие препятствия могут встретиться на вашем пути? Каким образом можно устранить препятствия.

All Sleight of mouth with examples

sleight of mouth examples

Beliefs

A person’s beliefs are a description of the world in which he/she lives. Beliefs that only constrain a person can be met rarely. More often, a belief describes some part of the world which includes a difficult path to something good. These obstacles are expressed by people to others in the form of complaints or as objections in response to proposals of some solutions.

To work with them, it is necessary to be able to identify the positive part of a belief and the negative, constraining part.

Examples:

You can’t get a good position without profitable connections.

The positive part is the idea of the presence of “a good position” and “profitanle connections

The constraining part is “can’t get (it) without.”

I can’t get success because I lack the experience.

The positive part is the ideas of “success” and “experience.”

The negative part is “I can’t” and “I lack.”

 

Types of Communication

By changing a person’s world through the transformation of his/her beliefs, we may both worsen and improve the situation described by the belief. At the same time, we may have an impact on both the positive and negative parts of a belief.

This fact gives us four types of communication:

Constraint Widening (Humanistic approach)

It will be harder to succeed if you don’t have a lot of experience.

Constraint Narrowing (Provocative approach)

Success is not for you because you have very little experience.

Support Narrowing (Combat approach)

Yes, all efforts will be unsuccessful without experience.

Support Widening (Guru approach)

Is it possible to live a happy life without experience?

Читать статью дальше…

Все Фокусы языка с примерами

Таблица Фокусов языка

Убеждения

Убеждения человека – это описание мира, в котором он живет. Редко бывают убеждения, которые только ограничивают его. Чаще всего убеждение описывает некоторый участок мира, в котором к чему‐то хорошему есть непростой путь. Эти препятствия люди высказывают другим в виде жалоб на жизнь или как возражения в ответ на предложения каких‐то решений.

Для того чтобы работать с ними нужно уметь определять в убеждении позитивную часть и негативную, ограничивающую часть.

Примеры:

 Хорошую работу не найти без связей.

Ресурсная часть – есть идея наличия «хорошей работы».

Ограничивающая часть – «не найти без связей».

Читать статью дальше…

Sleight of Mouth: from Dilts to the present

Sleight of mouth

Sleight of Mouth: from Dilts to the present

 

Robert Dilts has created the Sleight of Mouth, by modeling the power of persuasion of Socrates, Jesus of Nazareth, Karl Marx, Abraham Lincoln, Albert Einstein, Mahatma Gandhi, Martin Luther King, and others.

 

Robert Dilts writes about the Sleight of Mouth as follows:

I became convinced that these individuals were using some common, fundamental set of patterns in order to influence the beliefs of those around them. Furthermore, the patterns encoded in their words were still influencing and shaping history, even though these individuals had been dead for many years. Sleight of Mouth patterns are my attempt to encode some of the key linguistic mechanisms that these individuals used to effectively persuade others and to influence social beliefs and belief systems.

In our opinion, this point is the reason for the relentless focus on the issue. The power of influence and persuasion has always been valued and is valued now.

 

This reason explains the interest in learning and using the Sleight of Mouth. However, it accompanies with the interest in the change, elaboration, and structuring of SoM. This issue is the point to enlarge upon, having depicted the history of the Sleight of Mouth evolution to nowadays.

To do this, we will refer to the book by R. Dilts himself and show those places that were not systematized sufficiently by him but were elaborated afterwards.

Читать статью дальше…

Фокусы языка и Убеждение

Юлия: Всем добрый вечер!

Андрей: Здравствуйте!

Юлия: Сегодня мы посвящаем наш эфир, такой интересной теме, как, Фокусы языка, с очень интересным дополнением – Периодическая таблица Фокусов языка. Что это такое? Как этим пользоваться? Для чего это нужно? Обо всем этом, мы расскажем в сегодняшнем нашем эфире.

Андрей: А вот говорят, что Фокусы языка не работают. Что по этому поводу мы имеем сказать?

Юлия: Кто все эти люди, которые так говорят?

Андрей: Мы сразу с козырей. Конечно. Потому что, есть некоторое мнение, оно периодически присутствует, о том, что Фокусы языка – это такая штука, не очень работающая. Или сильно не везде работающая. Или это софизм, заморочка, и говорят, что нормальные люди, так не поступают. Нормальные люди и НЛП не занимаются, мы знаем об этом, что уж там говорить про Фокусы языка. Читать статью дальше…

Фокусы языка в анекдотах

НЛП Юмор

Использование фокусов языка в юморе.

 

Почему бывает смешно или нет? Почему второй раз шутка не так смешна? Почему некоторые шутки оскорбляют?

Задача юмора совместить несовместимые объекты или объект с контекстом или два разных контекста.

Резкое создание новых нейронных связей вызывает удивление, а если эти связи обогащают мир человека – то удивление обязательно перейдет в радость.

Отсюда следуют ответы на исходные вопросы:

1. Не смешно, если такие связи уже есть.
2. Не смешно, если объекта или контекста из шутки нет в модели мире человека.
3. Менее смешно с повторением, потому что связи укрепляются с каждым повтором шутки.
4. Если контексты или объекты из шутки задевают значимые для человека ценности это вызовет не радость, а отвращение или гнев или печаль.

 

Шутка может быть построена на любом из 16‐ти Фокусов языка. Чаще всего это Изменение размера фрейма и Другой результат.

***
А самый редкий и изысканный – это Метафрейм. Шутка получается тонкой, для гурманов.

- Висит груша, нельзя скушать. Что это?

- Это загадка.

***

А вот пример на фокус языка Аналогию

Встречается оптимист и пессимист. Пессимист выпивает рюмку коньяка и говорит «Клопами пахнет!», Оптимист давит клопа на стенке, нюхает и говорит: «Коньячком пахнет!» 

Тут есть еще Модель Мира, но если из шутки убрать слова Оптимист и Пессимист и сказать один и второй, шутка по‐прежнему будет смешной. Юмор делает Аналогия.

***

Пример на фокус языка Последствия

Решил бегать утром и вечером по 30 мин. Если пробежку я пропустил, то добавляю 30 мин. в следующую. Завтра утром буду бегать до 10‐го июня.

***

Пример на фокус языка Стратегия реальности

- Темно, как у негра в заднице.

- Все‐то вы знаете, везде‐то вы побывали.

***

Пример на фокус языка Применение к себе

В маршрутке

- Бабуль. Я доеду до центрального рынка? 

- Нет. 
Пассажир выходит.
Бабуля, усаживаясь на его место: 

- А Я ДОЕДУ!

***

Пример на фокус языка Разделение

- Кем ты работаешь?

- Психологом.

- Расскажи что‐нибудь.

- О тебе или о себе?

***

продолжение следует…

Фокус языка: Стратегия реальности

Фокусы языка Стратегия реальности

Фокус языка «Стратегия реальности»,  указываем на контекст возникновения убеждения.

 

Действие:

Этот фокус языка предлагает рассмотреть контекст возникновения убеждения. Понимание того, откуда убеждение возникло, может привести к изменению убеждения.

При использовании в контексте развития помогает человеку изменить отношение к убеждению.

При использовании в манипуляции направляет внимание человека и задает нужные действия.

 

Алгоритм формирования фокуса языка «Стратегия реальности»:

1. Найдите все возможные контексты возникновения убеждения.

2. В зависимости от желаемого применения Фокуса языка (гуманистическое, провокативное, боевое, гуру) выберите один из них.

3. Сформулируйте фразу с предположением об источнике убеждения.

 

Алгоритм применения фокуса языка «Стратегия реальности»:

Читать статью дальше…

Фокус языка: Аналогия

Фокусы языка Аналогия

Фокус языка «Аналогия» предполагает поиск другой контекста, схожего по структуре с исходным контекстом и убеждением.

 

Действие:

Этот фокус языка предлагает рассмотреть аналог убеждения в другом, но похожем контексте. Такое рассмотрение позволяет изменить отношение к убеждению.

При использовании в контексте развития помогает человеку изменить отношение к убеждению и найти новые ресурсы.

При использовании в манипуляции направляет внимание человека и задает нужные действия.

 

Алгоритм формирования фокуса языка «Аналогия»:

1. Найдите контексты, похожие на исходный, в которых есть действия, подобные действиям в  убеждении.

2. В зависимости от желаемого применения Фокуса языка (гуманистическое, провокативное, боевое, гуру) выберите один из них.

3. Сформулируйте фразу, проводящую параллели между исходной ситуацией и выбранным аналогом.

 

Алгоритм применения фокуса языка «Аналогия»:

Читать статью дальше…

Обратный звонок

Оставьте номер своего телефона и менеджер перезвонит в ближайшее рабочее время.

Yandex Metrika