Суть ее в том, что соединив психологию, историю и математику он смог предсказывать развитие обществ.
Он предсказал падение галактической империи, Прописал дорожную карту развития новой империи, Основания, снабдил людей Основания подсказками на многие годы вперед.
Здесь я очерчу контуры психоистории с опорой на технологии НЛП.
Оказать влияние на историю личности тем проще, чем больший тренд она сможет “оседлать”.
Проще говоря будет тренд — лидер найдется, а обратное как минимум спорно.
Таким образом для целей психоистории, предсказания развития цивилизации и/или обществ, нам нужно работать с целями, потребностями, задачами, желаниями и тому подобное разных людей.
И тут нам нужно найти баланс между индивидуальностью человека и типологий.
Совершенно очевидно, что приняв как аксиому индивидуальность каждого мы никогда не решим задачу предсказания. Не хватит ресурсов.
Найти же адекватную типизацию представляется возможным хотя бы в силу того, что сходные задачи с разной эффективностью уже решаются маркетологами, рекламщиками, политтехнологами.
Мне видятся полезными две модели типизации.
Психотипы (Леонгард, Шмишек, Егидес)
Архетипы (Четуинд)
Чем хороши и полезны для формул психоистории психотипы:
Чем полезны архетипы:
Отдельными статьями опишу их подробнее.
Но один и тот же тип людей в разных обществах будет вести себя по-разному.
И так же как нельзя говорить обо всех людях как одинаковых, так и общество следует разделить на ряд функций.
Какие функции относительно индивидуумов и в целях выживания общества должны выполняться.
Возможно этот список не полный и будет дополняться и точно элементы списка могут и должны быть детализированы и разнесены по разных институтам государства в разных обществах.
Например было время когда церковь брала на себя функцию образования. Сейчас функция образования реализуется другим институтом, но церковь с ним конкурирует, возможно хочет вернуть ее себе. Не так давно школа несла не только образовательную, но и воспитательную функцию, которую сейчас делят между собой семья и СМИ.
Каким институтом, как и насколько качественно предоставляется людям обслуживание той или иной необходимой(!) им функции напрямую влияет на поведение этих людей.
Например людям с паранояльным психотипом или в воинских архетипах необходимы цели и проекты по масштабу превышающие жизнь обычного человека. Если государство заботится о том, что бы для них всегда были “стройки века”, то эти люди будут при деле, ощущать нужность и вовлеченность. Если же проектная функция не может предложить достаточного, то эти люди будут ощущать бессмысленность жизни или искать сами “проекты на стороне”. В любом случае они будут создавать “активную недовольную массу”.
Это должно получить четкое выражение в формулах психоистории. Размер и активность группы должна сравниваться с качеством предоставления функции, ее доступностью и объемом. Из этой формулы должно математически следовать количество удовлетворенных и неудовлетворенных людей, давление неудовлетворенных на другие функции государства.
Постепенно буду сюда дописывать эти формулы.
Давайте рассмотрим это на примере .
Сравним два завода производящих например бытовую технику. Завод времен условного СССР и завод нынешних времен.
Завод в СССР выполнял функцию обеспечения граждан бытовой техникой. На втором месте были прибыль, заработки и продажи. Фактически завод был скорее инфраструктурным проектом, он должен был надежно закрыть базовые потребности населения. При этом если кто-то шел туда зарабатывать большие деньги, то этого там не было.
Завод сейчас выполняет в первую очередь функцию зарабатывания денег. Вопросы надежности, количества товара и вообще обеспечения им населения — вторичны. Там стало можно зарабатывать, но надеяться на надежное закрытие базовых потребностей граждан стало сложнее. Запланированное устаревание, снижение ремонтопригодности и вообще качества сервиса.
Таким образом видно, что если бизнес настроен на инфраструктуру, то удовлетворяются потребности одних групп и не удовлетворены потребности других. Если бизнес настроен на зарабатывание денег, то удовлетворенность и неудовлетворенность меняются местами.
Общая неудовлетворенность общества и в том и в другом случае считается формулой от таких величин как
Давайте посмотрим на то, что вообще можно хотеть получить от математического аппарата психоистории
Подробнее.
Цели и ценности всех групп из которых состоит общество должны быть в идеале закрыты с помощью институтов общества. Если какие-то из них не полностью удовлетворяются — это создает напряжение. Часть людей не видит нужных им возможностей. Формируя запрос от общества к государству.
Есть ли запросы от общества к государству и что с ними происходит, будут ли они расти или уменьшатся. Появятся ли новые запросы с изменением структуры общества в будущем. Как в будущем изменится структура общества.
Что будет, если мы внедрим “вот это” или вот такие изменения внесем вот в такой институт общества или государства.
Таким образом математический аппарат должен выдавать
Далее везде будем называть формулы входящие в Общую формулу
Главная формула — Общий расчет состояния системы
Формулы будущего — Формулы задающие закономерности переходов людей по группам через поколения. Очевидно, что на эти формулы будут влиять и результаты расчета текущего состояния.
Формулы институтов — В основном, наверное, будут представлены коэффициентами выражающими качество, охват и доступность их для людей.
Вспомогательные формулы - в силу предполагаемой принципиальной неполноты статистики по обществу будут нужны формулы сглаживающие подсчеты, учитывающие неточность и распределение вероятностей.
Трудные времена рождают сильных людей. Сильные люди создают хорошие времена. Хорошие времена рождают слабых людей. Слабые люди создают трудные времена.
В главе “Общая формула психоистории” я показал психоисторическую математику как систему уравнений в которой есть формулы выдающие конечный результат в смысле трендов в будущее и есть формулы внутренних взаимосвязей.
Здесь напишу о внутренних формулах имеющих отношение к просчету смещения распределения психотипов в обществе от поколения к поколению.
Итак, если мы имеем статистику распределения некоего общества по психотипам, то мы, с некоторой точностью, имеем предположения о распределении психотипов в следующем поколении.
Проще говоря, есть несколько наблюдений о переходах родители-дети.
Родитель(и) эпилептоид(ы) — ребенок гипертим.
Родитель(и) тревожные — ребенок эмотив.
и тп (постепенно формулы буду дописывать)
(В том числе если два родителя двух разных психотипов.)
Далее.
Проложим к этому коэффициент фертильности и введем в формулу второго ребенка.
(Формул перехода для второго ребенка пока нет)
Как одно из предположений(требующее проверки) можно рассматривать первого ребенка как анти-сценарий родителей, а второго как сценарий дополняющий семейную систему.
Конечная формула просчета предполагаемого перехода из сегодняшнего общества в общество+25лет должна включать в себя следующие исходные данные
Пропустив исходные данные через матрицу подформул преобразования психотипов от родителей к детям мы получим рисунок психотипов следующего поколения.
Конечно точность просчета определяется суммой неточностей в каждой из формул и будет требовать уточнений. Но и неточности в формулах можно снизить проверив формулы на массиве данных прошлого.
Возможно в этом месте появляются нейросети, но, зная как в них организовано обучение, могу сказать, что можно просто искать минимум многомерной функции, где в качестве переменных как раз будут коэффициенты формул, а конкретные исторические данные станут коэффициентами.
Давайте разберемся для чего нужны они.
Мы же на самом деле не «Тампакс» рекламируем, а внедряем тревожность.
Виктор Пелевин. Generation “П”
В силу того, что Архетипы гибки и социально обусловлены их можно переключать. Внешними факторами, а точнее информацией о факторах и их оценкой, переводя людей в нужный архетип.
Пример 1.
Если на какую-то социальную группу постоянно транслировать по каналам “обобщенного СМИ”
эта социальная группа перейдет в детский архетипический квадрат. Если примеры для подражания будут при этом создавать надежду до них дойти — группа превратится в Принцев и Принцесс, что по психотипам будет соответствовать Гипертимам. Если идеалы недостижимы — группа будет мигрировать в Бродяг и Дрянных девчонок, что соответствует Гипотимам.
Пример 2.
Постоянно озвучиваемая угроза стабильности своего мира
будет переводить группу, на которую этот поток будет направлен, в воинский архетипический квадрат. Угроза преодолимая при этом включит желание отстаивать ценность, что соответствует Паранояльному психотипу, непреодолимая же угроза переведет в аналог Эпилептоидного психотипа.
Информационный СМИ-поток на текущий момент вполне поддается анализу и просчету. И его влияние следует также вводить в формулы, которые будут корректировать статистические данные о структуре общества.
Конечно же в вероятностном виде.
Если нам нужно учесть влияние “СМИ-потока на бизнесменов” на структуру общества, то мы должны совместить
О последнем следует сказать отдельно.
Одной из Вспомогательных формул в рамках Общей формулы психоистории будет таблица соответствия Психотипов и Архетипов.
Например Гипертиму легко быть Принцем/Принцессой, немного сложнее Воином/Охотницей, еще чуть сложнее Трикстером/Жрицей, и далее по убывающей. Полная таблица впоследствии будет написана.
Впрочем тут все будет зависеть от качества статистических данных.
Если данные о распределении психотипов свежие, то можно не учитывать влияние СМИ-потока. Но чем более старые эти данные, тем важнее учесть влияние на них информационного фона.
Так же я писал, что если какой-то запрос не удовлетворен, то это создает напряжение и соответствующая группа ищет сама его удовлетворение.
Давайте посмотрим на мир Азимова и на наш мир. И давайте ответим на вопрос что есть и чего нет в том мире и в нашем.
В том мире есть галактическая империя, а в этом мире есть интернет.
Оставим пока эту мысль и снова вернемся к неудовлетворенным группам населения.
Есть два способа, что можно сделать с неудовлетворенным желанием.
А теперь давайте ответим на вопрос “Где наш космос?”, объясним различия мира Азимова и нашего и посмотрим на один интересный пример.
Представим себе паранояла, который живет в отсутствии возможности вписаться в мега-проекты и у которого нет особых возможностей, что бы самому инициировать эти проекты. Налицо фрустрация и он или найдет все же проект(может ему его предложат например из другого государства) или он найдет способ сублимировать, например особый СМИ-канал.
Такой канал на котором ему объяснят о успехах его общества, объяснят ярко, эмоционально, с элементами манипуляции фактами и оценками, покажут текущую реальность в виде, подходящем для испытывания гордости.
Это сублимация. Гордость от “причастности к великому” существует только ограниченное время после просмотра видео. И поэтому нужно смотреть чаще.
Я проанализировал видео-ролики всего на одном таком канале, всего только за одни последние сутки.
30000 часов просмотра. 30 тысяч паранояльных человеко-часов в сутки.
Это полный рабочий день команды из 3750 параноялов. Каждый день.
Если бы они все работали на космос — мы бы наверное уже бороздили просторы.
Но если бы они все бродили неприкаянно — они бы возможно разнесли все по кирпичику. Кто знает чего они бы напридумывали.
Как-бы то ни было, СМИ-потоки являются на сегодняшний день в том числе запасными отдушинами по связыванию трендов, которые не могут удовлетворить институты общества.
И именно в таком формате они должны быть введены в Общую формулу психоистории
И статистика просмотра разных СМИ-потоков может в рамках Вспомогательных формул уточнять статистику структуры общества.
На эту часть статьи меня сподвигли видео одного футуролога, который упорно пытается предсказывать создание фантастических технологий на базе поступательного развития технологий в прошлом.
Не будем, может быть пока, ставить задачу предсказания развития и создания технологий, тем не менее просчитывать вклад известных технологий в тренды мы и можем и должны.
Для этого разделим все технологии на несколько групп по двум критериям
Любую технологию можно отнести к одному из 6-ти типов и дальше предположить ее развитие.
… на этом пока все с технологиями … это открытая глава …
Leave A Comment
You must be logged in to post a comment.