Хочу расставить некоторое количество точек над i потому как путаница существует и продолжается.
Давайте поговорим и некоторых особенностях коммуникации вообще и о типах коммуникаций в частности.
Раппорт часто понимают как доверие в терапевтическом или в дружеском смысле. Это лишь часть.
Есть два важных критерия раппорта, которые и определяют все богатство его вариантов. Длительность и роли.
Длительность — невозможный/затрудненный/регламентированный выход из коммуникации
Роли — более-менее четко обозначенное распределение ролей и функций в коммуникации
Например очень приятный разговор с близким по духу человеком.
Это раппорт, роли — равные, выход затруднен, потому что не хочется прерывать коммуникацию.
Например общение сотрудником ГИБДД
Это раппорт, роли определены и разграничены, выход регламентирован, не получится просто так прервать.
Например общение мама-ребенок
Это раппорт, роли определены и даже довольно жестко, выход практически невозможен.
Коммуникация это предъявление, обмен или навязывание картины мира, описания мира, если говорить именно о вербальной коммуникации.
Для того, чтобы процесс коммуникации шел и мог прийти к результату нам как минимум надо, чтобы время определяемое раппортом как “гарантия” существования коммуникации превышало время нужное для реализации целей коммуникации.
Например, сколько времени есть у рекламного ролика? До того как телезритель пойдет в туалет, воспользовавшись рекламной паузой? Или сколько длится не пропускаемый кусок рекламы в ютубе? Или на сколько времени удастся заинтересовать в первые 2 секунды ролика, первыми фразами?
Длительность раппорта, как мы видим свою роль уже сыграла.
А роли важны для того, чтобы быстрее и эффективнее достичь смысл коммуникации.
Например без особого доверия к телерекламе, но и без возможности ее выключить мы слушаем сотни раз “про тайд” и постепенно в голову проникает мысль “стиральный порошок = тайд”.
В этой статье меня не сильно интересует коммуникация как чистое предъявление своего мнения. Будем далее говорить не о “я думаю …”, а о “а вот Я думаю .…” если вы понимаете в чем разница 😉
Она же иногда терапевтическая.
Предлагается более полезное описание мира. Негативному взгляду на мир предлагается взамен более позитивное и более эффективное, в том числе для решения проблем.
С точки зрения структуры коммуникации мы “плохое” описание меняем на “хорошее”.
С точки зрения раппорта, само содержимое коммуникации работает на повышение доверия и на подержание раппорта.
Потому начальные требования к раппорту не сложны, немного времени и достаточно небольшого начального доверия. Роли допустимы и равные и тем более когда собеседник более умный, знающий, опытный.
В широком смысле как разозлить человека и заставить действовать.
Если в гуманистической коммуникации мы “разрешаем” действовать, поскольку открываем путь “к”, то тут ситуация другая, мы усиливаем “от”.
Негативный взгляд на мир усиливается и это приводит к желанию что-то изменить, что-то наконец сделать чтобы “перестать” “избавиться” и тп.
По структура коммуникации это замена “плохого” на “еще более плохое”.
Естественно требования к раппорту значительно выше. Долго слушать от не пойми кого неприятное никто не будет.
Если это раппорт “на равных”, то возрастают требования к его длительности. Например друзья настоящие, ведь только они тебе про тебя скажут все как есть.
Либо, что чаще, длительность и неразрывность раппорта обеспечивается более значимой ролью другого, важные персоны из телевизора, известные личности, непререкаемые авторитеты, а так же начальники. От кого не отстроишься.
Классика провокативного воздействия — государственная пропаганда(от которое не особо отстроишься) о внешних врагах и проблемах требующая на этих оснований определенных действий.
Или четко попавшая в роль, усилившая боль клиентов и продавшая на этом основании что-то фармацевтическая реклама с “врачами”.
Ошибки с длительностью в провокативном воздействии приведут к тому, что разозлить успеем, а направить нет. Впрочем может быть это и является целью.
Особняком стоит Провокативная терапия “еще более плохое” тут используется в нескольких форматах:
“с этим плохим нечего делать”
“это нормально” или даже “полезно вот этим и вот этим”
или преувеличение в стиле дружеского подтрунивания не “проблемы с излишним весом”, а “жирненький”
Требования к раппорту тут так же высоки как и в провокации, но не потому что говорим плохое, а потому что скорее странное. Более значима харизма.
Плюс очень важной является невербальная часть коммуникации, а именно умение удерживать легкое , немного отстраненное отношение к проблемам.
Очень важно не путать с провокативной. Советую воcпользоваться цитатой великого Сунь-Цзи.
“Одержать сто побед в ста битвах — это не вершина воинского искусства. Повергнуть врага без сражения — вот вершина.”
В боевой коммуникации мы не проблемы усиливаем, как в провокативной, а превращаем в проблемы то “хорошее”, что есть в карте мира человека.
Человек может стремится к чему-то хорошему через препятствия. Мы усиливаем препятствия в провокативной коммуникации, но ухудшаем хорошее в боевой.
Высочайшие(!!) требования к раппорту. Чаще всего полноценно боевая коммуникация развивается в ситуациях неразрываемого раппорта: семья, закрытые сообщества, жесткие переговоры, допросы.
Если неразрывности раппорта нет то следует снижать интенсивность воздействия и переходить к работе по принципу вода камень точит.
Очень хорош тут возрастной-ролевой раппорт, старые мудрые всегда могут “рассказать правду”. Впрочем это аналогия семейного раппорта.
Еще один способ работать с “хорошим” в описании мира. Делая его еще лучше.
Гуру, вербовка, воспитания — синонимы в данном случае.
Задача показать, что может быть еще лучше, есть куда стремиться и двигаться.
Наверное тут требования к раппорту даже проще чем в гуманистической коммуникации, говорить о более хорошем легко и это приятно слушать.
Вплоть до собственно внедрения чего-то нового. В этом месте может возникнуть вопрос чего вдруг после вдохновляющего начали “продавать”.
Для этого опять же хороши ролевые раппорты. Причем не только сверху вниз, но и снизу вверх. Восхищенный вами и вашими перспективами может что-то свое предложить под шумок.
Хорошо бы далее ввести еще эмоциональные сценарии или профайлинг, что бы показать как в каждом типе коммуникации довольно широкие рамки и способы раппорта сужаются с учетом базовой реакции слушателя.
Но это наверное позднее.
Leave A Comment
You must be logged in to post a comment.