О коммуникации

О коммуникации

Хочу расставить некоторое количество точек над i потому как путаница существует и продолжается.
Давайте поговорим и некоторых особенностях коммуникации вообще и о типах коммуникаций в частности.

 

1. Раппорт

Раппорт часто понимают как доверие в терапевтическом или в дружеском смысле. Это лишь часть.
Есть два важных критерия раппорта, которые и определяют все богатство его вариантов. Длительность и роли.

Длительность – невозможный/затрудненный/регламентированный выход из коммуникации
Роли – более‐менее четко обозначенное распределение ролей и функций в коммуникации

Например очень приятный разговор с близким по духу человеком.
Это раппорт, роли – равные, выход затруднен, потому что не хочется прерывать коммуникацию.

Например общение сотрудником ГИБДД
Это раппорт, роли определены и разграничены, выход регламентирован, не получится просто так прервать.

Например общение мама‐ребенок
Это раппорт, роли определены и даже довольно жестко, выход практически невозможен.

 

2. Коммуникация

Коммуникация это предъявление, обмен или навязывание картины мира, описания мира, если говорить именно о вербальной коммуникации.
Для того, чтобы процесс коммуникации шел и мог прийти к результату нам как минимум надо, чтобы время определяемое раппортом как «гарантия» существования коммуникации превышало время нужное для реализации целей коммуникации.

Например, сколько времени есть у рекламного ролика? До того как телезритель пойдет в туалет, воспользовавшись рекламной паузой? Или сколько длится не пропускаемый кусок рекламы в ютубе? Или на сколько времени удастся заинтересовать в первые 2 секунды ролика, первыми фразами?

Длительность раппорта, как мы видим свою роль уже сыграла.
А роли важны для того, чтобы быстрее и эффективнее достичь смысл коммуникации.

Например без особого доверия к телерекламе, но и без возможности ее выключить мы слушаем сотни раз «про тайд» и постепенно в голову проникает мысль «стиральный порошок = тайд».

В этой статье меня не сильно интересует коммуникация как чистое предъявление своего мнения. Будем далее говорить не о «я думаю …», а о «а вот Я думаю .…» если вы понимаете в чем разница 😉

2.1 Гуманистическая коммуникация

Она же иногда терапевтическая.
Предлагается более полезное описание мира. Негативному взгляду на мир предлагается взамен более позитивное и более эффективное, в том числе для решения проблем.

С точки зрения структуры коммуникации мы «плохое» описание меняем на «хорошее».
С точки зрения раппорта, само содержимое коммуникации работает на повышение доверия и на подержание раппорта.
Потому начальные требования к раппорту не сложны, немного времени и достаточно небольшого начального доверия. Роли допустимы и равные и тем более когда собеседник более умный, знающий, опытный.

2.2 Провокативная коммуникация

В широком смысле как разозлить человека и заставить действовать.
Если в гуманистической коммуникации мы «разрешаем» действовать, поскольку открываем путь «к», то тут ситуация другая, мы усиливаем «от».
Негативный взгляд на мир усиливается и это приводит к желанию что‐то изменить, что‐то наконец сделать чтобы «перестать» «избавиться» и тп.

По структура коммуникации это замена «плохого» на «еще более плохое».
Естественно требования к раппорту значительно выше. Долго слушать от не пойми кого неприятное никто не будет.
Если это раппорт «на равных», то возрастают требования к его длительности. Например друзья настоящие, ведь только они тебе про тебя скажут все как есть.
Либо, что чаще, длительность и неразрывность раппорта обеспечивается более значимой ролью другого, важные персоны из телевизора, известные личности, непререкаемые авторитеты, а так же начальники. От кого не отстроишься.

Классика провокативного воздействия – государственная пропаганда(от которое не особо отстроишься) о внешних врагах и проблемах требующая на этих оснований определенных действий.
Или четко попавшая в роль, усилившая боль клиентов и продавшая на этом основании что‐то фармацевтическая реклама с «врачами».

Ошибки с длительностью в провокативном воздействии приведут к тому, что разозлить успеем, а направить нет. Впрочем может быть это и является целью.

Особняком стоит Провокативная терапия «еще более плохое» тут используется в нескольких форматах:
«с этим плохим нечего делать»
«это нормально» или даже «полезно вот этим и вот этим»
или преувеличение в стиле дружеского подтрунивания не «проблемы с излишним весом», а «жирненький»

Требования к раппорту тут так же высоки как и в провокации, но не потому что говорим плохое, а потому что скорее странное. Более значима харизма.

Плюс очень важной является невербальная часть коммуникации, а именно умение удерживать легкое , немного отстраненное отношение к проблемам.

2.3 Боевая коммуникация

Очень важно не путать с провокативной. Советую воcпользоваться цитатой великого Сунь‐Цзи.
«Одержать сто побед в ста битвах — это не вершина воинского искусства. Повергнуть врага без сражения — вот вершина.»
В боевой коммуникации мы не проблемы усиливаем, как в провокативной, а превращаем в проблемы то «хорошее», что есть в карте мира человека.
Человек может стремится к чему‐то хорошему через препятствия. Мы усиливаем препятствия в провокативной коммуникации, но ухудшаем хорошее в боевой.

Высочайшие(!!) требования к раппорту. Чаще всего полноценно боевая коммуникация развивается в ситуациях неразрываемого раппорта: семья, закрытые сообщества, жесткие переговоры, допросы.
Если неразрывности раппорта нет то следует снижать интенсивность воздействия и переходить к работе по принципу вода камень точит.
Очень хорош тут возрастной‐ролевой раппорт, старые мудрые всегда могут «рассказать правду». Впрочем это аналогия семейного раппорта.

2.4 Гуру‐коммуникация

Еще один способ работать с «хорошим» в описании мира. Делая его еще лучше.
Гуру, вербовка, воспитания – синонимы в данном случае.
Задача показать, что может быть еще лучше, есть куда стремиться и двигаться.
Наверное тут требования к раппорту даже проще чем в гуманистической коммуникации, говорить о более хорошем легко и это приятно слушать.
Вплоть до собственно внедрения чего‐то нового. В этом месте может возникнуть вопрос чего вдруг после вдохновляющего начали «продавать».
Для этого опять же хороши ролевые раппорты. Причем не только сверху вниз, но и снизу вверх. Восхищенный вами и вашими перспективами может что‐то свое предложить под шумок.

Хорошо бы далее ввести еще эмоциональные сценарии или профайлинг, что бы показать как в каждом типе коммуникации довольно широкие рамки и способы раппорта сужаются с учетом базовой реакции слушателя.
Но это наверное позднее.

 

Leave A Comment

You must be logged in to post a comment.

Обратный звонок

Оставьте номер своего телефона и менеджер перезвонит в ближайшее рабочее время.

Yandex Metrika