Это первый вариант статьи с обзором методов и моделей Моделирования в НЛП.
Статья будет дополняться.
Начнем с того, что Моделирование не является прерогативной НЛП. Построением моделей, описывающий реальность со все возрастающей точностью занималась и занимается наука. Даже в области чисто когнитивных навыков и моделей их описывающий, НЛП не пионер, обучение и передача опыта существовала и до.
Поэтому первые подходы к моделированию являются заимствованием.
Оно же имплицитное моделирование, “восточный”, с тысячелетней историей, подход в стиле “делай как я”.
То, что делают дети, копируя родителей, то что делают копируя учителей, то, что делал Ричард Бэдлер.
Результат обычно всегда один. “Я научился, но по прежнему не знаю как это делается”. По легендам именно эту фразу сказал Ричард Джону, когда научился работать с клиентам как Перлз, но по-прежнему не мог объяснить как он это делает.
С этого момента начался поиск в другой области, научной.
Оно же экплицитное, явное научение.
Первая модель(мета-модель) была описана именно в этом подходе, но можно сказать в двух вариантах.
Первый вариант — использование научного языка(первый том Структуры магии), второй вариант — использование “native language”(любая современная методичка курса Практик НЛП).
В дальнейшем для моделирования в само НЛП были заимствованы некоторые языки описания, а также созданы свои.
Это дает один критерий систематизации моделей моделирования — использование языков описания.
Вторым же критерием будет наличие формальной структуры навыка.
На этом с историей временно можно закончить и перейти к описанию моделей.
Инструментарий: Раппорт, Вторая позиция
Языков описания по сути нет, формальной структуры навыка тоже. Есть копирование навыка, но его дальнейшее описание все равно требует других подходов к моделированию.
Плюсы: Неплохое качество в определенных рамках. Большой биологической опыт в этом деле
Минусы: Абсолютное отсутствие описательности
Результаты: в живом обучении, в быстром моделировании простых поведенческих навыков, использует Гриндер.
Языки описания: естественный язык, заимствованные и первые модели.
Фиксированной, формальной модели самого навыка не было, хотя была общая алгоритмическая структура заимствованная(предположительно) из программирования.
Плюсы: гибкость
Минусы: требования к навыкам моделирующего(вытекают из отсутствия описания на что смотреть)
Результаты: большая часть первых моделей и техник НЛП
В качестве языков описания были предложены естественный язык, а так же созданные(на основе…) НЛП-модели: КГД, Репсистемы, ЛУ, .….
В качестве модели самого навыка — ТОТЕ
Плюсы: наличие структуры, задающий направление поиска деталей моделей
Минусы: большое количество деталей и языков, избыточность описания, слабая связность уровней моделирования
Результаты: Три книги Дилтса (как минимум). Многие центры и сейчас пользуются именно этим подходом
В качестве языков описания были предложены естественный язык, а так же созданные(на основе…) НЛП-модели: КГД, Репсистемы, Эмоции, Убеждения
В качестве модели самого навыка — ТОТЕ для микромоделирования + описание структуры убеждения+ценности
Плюсы: наличие структуры, задающей направление поиска на верхнем ЛУ. Большая связность макро и микро моделирования
Минусы: Меньше внимания деталям и микромоделированию.
Результаты:
В качестве языков описания — естественный язык.
В качестве модели навыка — самозамкнутая структура из убеждений и элементов поведения.
Плюсы: наличие структуры
Минусы: Закрытая система, напоминающая мыслевирус
Результаты:
Языки описание: естественные и практически все(на этот момент) языки НЛП.
В качестве модели самого навыка — объединение ТОТЕ и ЛУ
Плюсы: Полная структура, очень высокая связность всех уровней моделирования, два слоя моделирования, избыточность+компенсаторность
Минусы: Высочайшие требования к наблюдательности, часто нужны несколько моделирующих с разными фильтрами или работа с видеозаписью.
Результаты:
В дополнение к моделям моделирования стоит упомянуть и о процедурах моделирования, шагах процесса моделирования.
Используется в процессе моделирования копирование всей или части модели из второй позиции. В некоторых описанных выше моделях это практически единственный шаг процедуры.
Построение(описательное или бессознательное) полной структуры навыка носителя. Со всеми плюсами, минусами и личным своеобразием.
Процесс удаления из модели лишнего. Обязательно должен сопровождаться проверкой на то, сохраняется ли эффективность модели. Многие техники НЛП сильны именно этим. В результате вычитания остаются чисто технологические шаги, повторимые и эффективные.
Создание новой модели на основе навыков нескольких носителей, перенос(с коррекцией) навыков в смежные области, создание принципиально новых, несуществующих ранее навыков. Синтез.
Этап контроля качества моделирования. Проверка модели повторением. Сравнение результатов исходного носителя и моделирующего. Для строго формальных моделей проверка может выполняться и обучением третьих лиц с контролем повторения уже ими.
А пока приглашаем на курс “Мастер НЛП” 6–15 июля в Сочи
Leave A Comment
You must be logged in to post a comment.