Фокус языка “Последствия” указывает на пролонгированные результаты наличия убеждения.
Этот фокус языка предлагает рассмотреть позитивные и негативные результаты от наличия у человека позитивных или негативных частей убеждения.
При использовании в контексте развития помогает человеку диссоциироваться от убеждения.
При использовании в манипуляции направляет внимание человека и задает нужные действия.
1. Найдите возможные результаты, связанные с долговременным наличием позитивной или негативной части убеждения/возражения.
2. В зависимости от желаемого применения Фокуса языка (гуманистическое, провокативное, боевое, гуру) выберите один из них.
3. Сформулируйте фразу с описанием последствий.
Фокус языка “Другой результат” указывает на побочные эффекты деятельности.
Этот фокус языка предлагает рассмотреть побочные результаты и непрямые выгоды/потери от действий.
При использовании в контексте развития помогает человеку создать больше возможностей.
При использовании в манипуляции узко направляет внимание человека.
1. Найдите возможные цели и результаты, связанные с позитивной и негативной частью убеждения/возражения.
2. Найдите аналоги целям и результатам из других/смежных контекстов.
3. В зависимости от желаемого применения Фокуса языка (гуманистическое, провокативное, боевое, гуру) выберите один из них.
4. Сформулируйте фразу с описанием неожиданного результата.
Фокус языка “Противоположный пример” указывает на факт наличия исключений из любого ограничения.
Этот фокус языка предлагает рассмотреть убеждение как в целом верное, но с наличием некоторого количества исключений.
При использовании в контексте развития помогает человеку создать возможности.
При использовании в манипуляции меняет картину мира человека на нужную.
1. Найдите все возможные цели и результаты, связанные с позитивной и негативной частью убеждения/возражения.
2. В зависимости от желаемого применения Фокуса языка (гуманистическое, провокативное, боевое, гуру) выберите одну из них.
3. Придумайте ей противоположность.
4. Сформулируйте фразу с описанием исключения.
Фокус языка “Намерение” переводит внимание с самого убеждения на возможные цели, стоящие за ним.
Этот фокус языка предлагает рассмотреть ситуацию достижения тех или иных целей вне самого убеждения.
При использовании в контексте развития помогает человеку выйти за пределы ограничений.
При использовании в манипуляции направляет желания человека.
1. Найдите все возможные результаты и цели связанные, с позитивной и негативной частями убеждения/возражения.
2. В зависимости от желаемого применения Фокуса языка (гуманистическое, провокативное, боевое, гуру) выберите один из них.
3. Сформулируйте фразу указывающее на выбранный объект как на цель.
Для начала нужно выделить в убеждении Позитивную и Негативную части. Практически в любом убеждении есть слова описывающие возможное(!) хорошее и слова, ограничивающие, создающие трудности на пути к хорошему.
Далее выбирайте тип применения Фокусов языка (Гуманистический, Провокативный, Боевой или Гуру). Провокативная и Гуманистическая коммуникация работают с негативной, ограничивающей частью убеждений. А при Боевой или Гуру коммуникации мы применяем Фокусы языка к позитивной части убеждений.
Затем выбирайте конкретный Фокус языка.
Выписывайте все элементы категории, связанной с выбранным Фокусом языка. Категории — это строки таблицы, первая строка Ценности и Идентичности, вторая непосредственно слова самого убеждения, третья — возможные цели и результаты, четвертая — сенсорика и контексты.
И к этим элементам применяйте стиль мышления связанный с выбранным Фокусом языка. Стили мышления это Дедукция, Индукция, Традукция и Мета.
Вы выбираете такие элементы и строите фразу Фокуса языка так, что бы получить выбранный стиль коммуникации. Для Провокативного и Боевого — более негативную фразу, для Гуманистического и Гуру — более позитивную, чем изначальная.
Если вы пишите текст то вам нужно несколько фокусов языка. Если рядом расположенные в тексте Фокусы языка будут из одной строки или из одного столбца — текст будет казаться более логичным. Если они будут располагаться по диагоналям друг от друга — текст будет более трансовым.
Ссылки на все Фокусы языка с описанием алгоритмов их построения и применения, а так же примеры.
«Фокусы языка: Периодическая таблица» А. Близняков, Ю. Рослова, А. Смолкин
Фокус языка “Метафрейм” меняет отношение к убеждению с помощью создания внешней оценки убеждения.
Этот фокус языка предлагает явную оценку убеждения, включая диссоциацию от него и переосмысление.
При использовании в контексте развития помогает человеку переосмыслить убеждения.
При использовании в манипуляции меняет картину мира человека на нужную.
1. Найдите все объекты входящие в убеждение/возражение.
2. В зависимости от желаемого применения Фокуса языка (гуманистическое, провокативное, боевое, гуру) выберите один из них.
3. Найдите оценочное суждение, меняющее выбранный объект, укрепляя или ослабляя его.
4. Выскажите оценку части убеждения.
Фокус языка “Переопределение” меняет эмоциональный окрас убеждения, не меняя его структуры и смысла, помогает изменить отношение к нему.
Этот фокус языка предлагает переоценить убеждение с помощью подбора синонимов с другой эмоциональной окраской.
При использовании в контексте развития помогает человеку переосмыслить убеждения.
При использовании в манипуляции меняет картину мира человека на нужную.
1. Найдите все объекты входящие в убеждение/возражение.
2. В зависимости от желаемого применения Фокуса языка (гуманистическое, провокативное, боевое, гуру) выберите один из них.
3. Найдите синонимы с разной эмоциональной окраской, выберите подходящий.
4. Повторите структуру убеждения, заменив исходный объект на выбранный вами синоним.
Фокус языка “Объединение” позволяет найти, частью чего большего являются элементы, входящие в убеждение.
Этот фокус языка предлагает рассмотреть убеждение относительно более крупных элементов, обобщив его, и проверить область применимости убеждения.
При использовании в контексте развития помогает человеку увеличить применимость убеждения.
При использовании в манипуляции управляет, меняя картину мира человека на нужную.
1. Найдите все объекты входящие в убеждение/возражение.
2. В зависимости от желаемого применения Фокуса языка (гуманистическое, провокативное, боевое, гуру) выберите один из них
3. Найдите объекты, частью которых является выбранный объект, выберите нужный
4. Повторите структуру убеждения, заменив исходный объект на выбранный вами.
Фокус языка “Разделение» выделяет в убеждении элементы объектов, входящих в него, чтобы появилась возможность переосмыслить убеждение.
Этот фокус языка предлагает рассмотреть убеждение относительно более мелких элементов, разделив его, и проверить область применимости убеждения.
При использовании в контексте развития помогает человеку определить границы влияния убеждения.
При использовании в манипуляции меняет картину мира человека выделяя нужные элементы.
1. Найдите все объекты входящие в убеждение/возражение.
2. В зависимости от желаемого применения Фокуса языка (гуманистическое, провокативное, боевое, гуру) выберите один из них.
3. Разделите выбранный объект на элементы, выберите нужный элемент.
4. Повторите структуру убеждения, заменив исходный объект на выбранный вами его элемент.
Фокус языка “Иерархия критериев” переводит внимание объекта с убеждения/возражения на некоторый критерий или ценность, связанную с убеждением и объявляет ее более значимой, чем другие.
Этот фокус языка провоцирует смену приоритетов.
При использовании в контексте развития помогает человеку заново проверить его приоритеты.
При использовании в манипуляции создает нужный манипулятору новый баланс приоритетов.
1. Найдите все ценности/критерии, непосредственно связанные с убеждением/возражением.
2. В зависимости от желаемого применения Фокуса языка (гуманистическое, провокативное, боевое, гуру) выберите один критерий.
3. Постройте с ним предложение виде “Самое главное, что …”