Хорошо сформулированный результат — это набор критериев описания цели, выполнение которых позволяет эту цель легко достичь.
Формулировка цели должна отвечать 8-ми пунктам:
A person’s beliefs are a description of the world in which he/she lives. Beliefs that only constrain a person can be met rarely. More often, a belief describes some part of the world which includes a difficult path to something good. These obstacles are expressed by people to others in the form of complaints or as objections in response to proposals of some solutions.
To work with them, it is necessary to be able to identify the positive part of a belief and the negative, constraining part.
Examples:
You can’t get a good position without profitable connections.
The positive part is the idea of the presence of “a good position” and “profitanle connections”
The constraining part is “can’t get (it) without.”
I can’t get success because I lack the experience.
The positive part is the ideas of “success” and “experience.”
The negative part is “I can’t” and “I lack.”
By changing a person’s world through the transformation of his/her beliefs, we may both worsen and improve the situation described by the belief. At the same time, we may have an impact on both the positive and negative parts of a belief.
This fact gives us four types of communication:
Constraint Widening (Humanistic approach)
It will be harder to succeed if you don’t have a lot of experience.
Constraint Narrowing (Provocative approach)
Success is not for you because you have very little experience.
Support Narrowing (Combat approach)
Yes, all efforts will be unsuccessful without experience.
Support Widening (Guru approach)
Is it possible to live a happy life without experience?
Убеждения человека – это описание мира, в котором он живет. Редко бывают убеждения, которые только ограничивают его. Чаще всего убеждение описывает некоторый участок мира, в котором к чему-то хорошему есть непростой путь. Эти препятствия люди высказывают другим в виде жалоб на жизнь или как возражения в ответ на предложения каких-то решений.
Для того чтобы работать с ними нужно уметь определять в убеждении позитивную часть и негативную, ограничивающую часть.
Примеры:
Хорошую работу не найти без связей.
Ресурсная часть — есть идея наличия «хорошей работы».
Ограничивающая часть — «не найти без связей».
Robert Dilts has created the Sleight of Mouth, by modeling the power of persuasion of Socrates, Jesus of Nazareth, Karl Marx, Abraham Lincoln, Albert Einstein, Mahatma Gandhi, Martin Luther King, and others.
Robert Dilts writes about the Sleight of Mouth as follows:
I became convinced that these individuals were using some common, fundamental set of patterns in order to influence the beliefs of those around them. Furthermore, the patterns encoded in their words were still influencing and shaping history, even though these individuals had been dead for many years. Sleight of Mouth patterns are my attempt to encode some of the key linguistic mechanisms that these individuals used to effectively persuade others and to influence social beliefs and belief systems.
In our opinion, this point is the reason for the relentless focus on the issue. The power of influence and persuasion has always been valued and is valued now.
This reason explains the interest in learning and using the Sleight of Mouth. However, it accompanies with the interest in the change, elaboration, and structuring of SoM. This issue is the point to enlarge upon, having depicted the history of the Sleight of Mouth evolution to nowadays.
To do this, we will refer to the book by R. Dilts himself and show those places that were not systematized sufficiently by him but were elaborated afterwards.
Юлия: Всем добрый вечер!
Андрей: Здравствуйте!
Юлия: Сегодня мы посвящаем наш эфир, такой интересной теме, как, Фокусы языка, с очень интересным дополнением – Периодическая таблица Фокусов языка. Что это такое? Как этим пользоваться? Для чего это нужно? Обо всем этом, мы расскажем в сегодняшнем нашем эфире.
Андрей: А вот говорят, что Фокусы языка не работают. Что по этому поводу мы имеем сказать?
Юлия: Кто все эти люди, которые так говорят?
Андрей: Мы сразу с козырей. Конечно. Потому что, есть некоторое мнение, оно периодически присутствует, о том, что Фокусы языка – это такая штука, не очень работающая. Или сильно не везде работающая. Или это софизм, заморочка, и говорят, что нормальные люди, так не поступают. Нормальные люди и НЛП не занимаются, мы знаем об этом, что уж там говорить про Фокусы языка. Читать статью дальше…
Использование фокусов языка в юморе.
Почему бывает смешно или нет? Почему второй раз шутка не так смешна? Почему некоторые шутки оскорбляют?
Задача юмора совместить несовместимые объекты или объект с контекстом или два разных контекста.
Резкое создание новых нейронных связей вызывает удивление, а если эти связи обогащают мир человека — то удивление обязательно перейдет в радость.
Отсюда следуют ответы на исходные вопросы:
1. Не смешно, если такие связи уже есть.
2. Не смешно, если объекта или контекста из шутки нет в модели мире человека.
3. Менее смешно с повторением, потому что связи укрепляются с каждым повтором шутки.
4. Если контексты или объекты из шутки задевают значимые для человека ценности это вызовет не радость, а отвращение или гнев или печаль.
Шутка может быть построена на любом из 16-ти Фокусов языка. Чаще всего это Изменение размера фрейма и Другой результат.
***
А самый редкий и изысканный — это Метафрейм. Шутка получается тонкой, для гурманов.
- Висит груша, нельзя скушать. Что это?
- Это загадка.
***
А вот пример на фокус языка Аналогию
Встречается оптимист и пессимист. Пессимист выпивает рюмку коньяка и говорит “Клопами пахнет!”, Оптимист давит клопа на стенке, нюхает и говорит: “Коньячком пахнет!”
Тут есть еще Модель Мира, но если из шутки убрать слова Оптимист и Пессимист и сказать один и второй, шутка по-прежнему будет смешной. Юмор делает Аналогия.
***
Пример на фокус языка Последствия
Решил бегать утром и вечером по 30 мин. Если пробежку я пропустил, то добавляю 30 мин. в следующую. Завтра утром буду бегать до 10-го июня.
***
Пример на фокус языка Стратегия реальности
- Темно, как у негра в заднице.
- Все-то вы знаете, везде-то вы побывали.
***
Пример на фокус языка Применение к себе
В маршрутке
- Бабуль. Я доеду до центрального рынка?
- Нет.
Пассажир выходит.
Бабуля, усаживаясь на его место:
- А Я ДОЕДУ!
***
Пример на фокус языка Разделение
- Кем ты работаешь?
- Психологом.
- Расскажи что-нибудь.
- О тебе или о себе?
***
Еще один пример на фокус языка Стратегия реальности
Тут у нас “смена мест слагаемых” внутри одного фокуса
Однажды на отдыхе Алехину предложили сыграть партию в шахматы. Алехин согласился, но при расстановке фигур сразу убрал одну свою ладью.
- Как же так? Вы меня совсем не знаете и даете ладью форы?
- Если бы я не мог вам дать ладью форы, я бы вас знал.
***
А вот пример на фокусе языка Обьединение
продолжение следует…
Фокус языка “Стратегия реальности”, указываем на контекст возникновения убеждения.
Этот фокус языка предлагает рассмотреть контекст возникновения убеждения. Понимание того, откуда убеждение возникло, может привести к изменению убеждения.
При использовании в контексте развития помогает человеку изменить отношение к убеждению.
При использовании в манипуляции направляет внимание человека и задает нужные действия.
1. Найдите все возможные контексты возникновения убеждения.
2. В зависимости от желаемого применения Фокуса языка (гуманистическое, провокативное, боевое, гуру) выберите один из них.
3. Сформулируйте фразу с предположением об источнике убеждения.
Фокус языка “Аналогия” предполагает поиск другой контекста, схожего по структуре с исходным контекстом и убеждением.
Этот фокус языка предлагает рассмотреть аналог убеждения в другом, но похожем контексте. Такое рассмотрение позволяет изменить отношение к убеждению.
При использовании в контексте развития помогает человеку изменить отношение к убеждению и найти новые ресурсы.
При использовании в манипуляции направляет внимание человека и задает нужные действия.
1. Найдите контексты, похожие на исходный, в которых есть действия, подобные действиям в убеждении.
2. В зависимости от желаемого применения Фокуса языка (гуманистическое, провокативное, боевое, гуру) выберите один из них.
3. Сформулируйте фразу, проводящую параллели между исходной ситуацией и выбранным аналогом.
Фокус языка “Расширение фрейма”, как часть Фокуса языка Изменение размера фрейма, меняет рамку рассмотрения убеждения на более широкую относительно предполагаемой исходной.
Этот фокус языка предлагает рассмотреть убеждение в более широком контексте, в приложении его к большему количеству людей, временному отрезку или территории. С изменением контекста меняется отношение к убеждению.
При использовании в контексте развития помогает человеку изменить границы применимости убеждения.
При использовании в манипуляции направляет внимание человека и задает нужные действия.
1. Найдите возможные рамки применения убеждения, где, когда и с кем оно рассматривается.
2. В зависимости от желаемого применение Фокуса языка (гуманистическое, провокативное, боевое, гуру) выберите одну из них.
3. Сформулируйте фразу вписывающую убеждение в этот контекст .
Фокус языка “Сужение фрейма”, как часть Фокуса языка Изменение размера фрейма, меняет рамку рассмотрения убеждения на более узкую относительно предполагаемой исходной.
Этот фокус языка предлагает рассмотреть убеждение в более узком контексте, в приложении его к меньшему количеству людей, временному отрезку или территории. С изменением контекста меняется отношение к убеждению.
При использовании в контексте развития помогает человеку изменить границы применимости убеждения.
При использовании в манипуляции направляет внимание человека и задает нужные действия.
1. Найдите возможные рамки применения убеждения, где, когда и с кем оно рассматривается.
2. В зависимости от желаемого применения Фокуса языка (гуманистическое, провокативное, боевое, гуру) выберите одну из них.
3. Сформулируйте фразу вписывающую убеждение в этот контекст .