Убеждения человека – это описание мира, в котором он живет. Редко бывают убеждения, которые только ограничивают его. Чаще всего убеждение описывает некоторый участок мира, в котором к чему-то хорошему есть непростой путь. Эти препятствия люди высказывают другим в виде жалоб на жизнь или как возражения в ответ на предложения каких-то решений.
Для того чтобы работать с ними нужно уметь определять в убеждении позитивную часть и негативную, ограничивающую часть.
Примеры:
Хорошую работу не найти без связей.
Ресурсная часть — есть идея наличия «хорошей работы».
Ограничивающая часть — «не найти без связей».
Я не могу добиться успеха, потому что мне не хватает опыта.
Ресурсная часть — есть идеи «успех» «опыт».
Ограничивающая часть — «не могу» «не хватает».
Меняя мир человека с помощью трансформации его убеждений, мы можем как ухудшать, так и улучшать ситуацию, описываемую убеждением. При этом мы можем влиять и на позитивную, и на негативную части убеждения.
Это дает нам четыре типа коммуникации:
Расширение Ограничения (Гуманистический формат)
Будет сложнее добиться успеха, если мало опыта.
Сужение Ограничения (Провокативный формат)
Успех не для тебя, ведь у тебя очень мало опыта.
Сужение Поддержки (Боевой формат)
Да, без опыта все старания будут неуспешны.
Расширение Поддержки (Гуру формат)
Возможно ли прожить счастливую жизнь без опыта?
Работа с убеждением предполагает смещение фокуса внимания с самого убеждения на другие элементы мира:
Ценности и Личности – стоящие за убеждением высоко-значимые ценности, качества, личностные особенности и роли.
Слова убеждения – слова и понятия, непосредственно входящие в убеждение.
Цели, результаты – возможные задачи, стоящие перед человеком в контексте убеждения.
Сенсорика, контексты – непосредственный опыт и контексты.
Смещение внимания производится с помощью четырех базовых типов мышления.
Дедукция – от общего к частному.
Индукция – от частного к общему.
Традукция – боковое смещение, поиск аналогий.
Мета – диссоциация, взгляд со стороны.
Развивающее применение.
Предложения строятся, как указание на дополнительные результаты:
«Если продолжать думать о …, то будет .…»
Манипулятивное применение.
Предложения строятся, как внушения, связанные с желаемым действием:
«Если продолжать думать о.…, то будет.…, а значит .….»
Фокус языка «Разделение» выделяет в убеждении элементы объектов, входящих в него, чтобы появилась возможность переосмыслить убеждение.
Действие:
Этот фокус языка предлагает рассмотреть убеждение относительно более мелких элементов, разделив его, и проверить область применимости убеждения.
Алгоритм формирования фокуса языка «Разделение»:
Примеры фокуса языка «Разделение»:
Мне нравится ваш товар, но я знаю, где купить дешевле.
Гуманистический формат
Да, в неавторизованных центрах бывает дешевле. Обязательно проверьте эти торговые точки.
Провокативный формат
В рекламных заманухах очень часто есть дешевле.
Боевой формат
А почему нравится? Этот же цвет уже не в моде.
Гуру
А какие именно качества вам понравились?
Фокус языка «Объединение» позволяет найти, частью чего большего являются элементы, входящие в убеждение.
Действие:
Этот фокус языка предлагает рассмотреть убеждение относительно более крупных элементов, обобщив его, и проверить область применимости убеждения.
Алгоритм формирования фокуса языка «Объединение»:
Примеры фокуса языка «Объединение»:
Мне нравится ваш товар, но я знаю, где купить дешевле.
Гуманистический формат
Если считать весь комплекс обслуживания, то у нас дешевле.
Провокативный формат
Ага, ходят слухи, что мол везде дешевле, чем у нас.
Боевой формат
Еще бы не нравился, это же премиум‐сегмент и для него всегда есть аналоги дешевле.
Гуру
А еще больше вам понравятся новые возможности, которые вы получите в жизни от(с) ….
Фокус языка «Переопределение» меняет эмоциональный окрас убеждения, не меняя его структуры и смысла, помогает изменить отношение к нему.
Действие:
Этот фокус языка предлагает переоценить убеждение с помощью подбора синонимов с другой эмоциональной окраской.
Алгоритм формирования фокуса языка «Переопределение»:
Примеры фокуса языка «Переопределение»:
Чтобы стать психологом, необходимо закончить институт.
Гуманистический формат
Чтобы стать психологом, нужно освоить необходимые знания.
Провокативный формат
Без бумажки невозможно стать психологом.
Боевой формат
Закончить институт, чтобы тебя называли мозгоправом.
Гуру
Чтобы разбираться в людях и помогать им, необходимо закончить институт.
Фокус языка «Метафрейм» меняет отношение к убеждению с помощью создания внешней оценки убеждения.
Действие:
Этот фокус языка предлагает явную оценку убеждения, включая диссоциацию от него и переосмысление.
Алгоритм формирования фокуса языка «Метафрейм»:
Примеры фокуса языка «Метафрейм»:
Чтобы стать психологом, необходимо закончить институт.
Гуманистический формат
Да, обычно так и считается, что необходим институт.
Провокативный формат
Да, закончить институт – это безусловное требование!
Боевой формат
Не особо это уникальное желание – стать психологом.
Гуру
Психолог – достойный старт для человека, который хочет помогать другим.
Фокус языка «Иерархия критериев» переводит внимание объекта с убеждения/возражения на некоторый критерий или ценность, связанную с убеждением и объявляет ее более значимой, чем другие.
Действие:
Этот фокус языка провоцирует смену приоритетов.
Алгоритм формирования фокуса языка «Иерархия критериев»:
Примеры фокуса языка «Иерархия критериев»:
Большие деньги любят тишину.
Гуманистический формат
Главное, чтобы тебе было комфортно их иметь.
Провокативный формат
Важнее помнить, что неприлично обсуждать свою зарплату.
Боевой формат
Главное, никому не говорить, сколько для тебя «большие деньги».
Гуру
Самое главное, что ты настроен на достаток.
Фокус языка «Модель мира» переводит внимание объекта с убеждения/возражения на социальные группы, наборы ценностей которых могут объяснять наличие этого убеждения.
Действие:
Этот фокус языка провоцирует проверку принадлежности к определенной социальной группе.
Алгоритм формирования фокуса языка «Модель мира»:
Примеры фокуса языка «Модель мира»:
Я не могу решиться сделать первый шаг.
Гуманистический формат
Психологи считают, что нерешительность позволяет лучше подготовиться.
Провокативный формат
Нерешительные дети пользуются ходунками.
Боевой формат
С разорившимися стартаперами поговори об этом.
Гуру
Все успешные люди с этого начинали.
Фокус языка «Применение к себе» включает в убеждение самого человека или важных ему людей, тем самым проверяя применимость убеждения к нему и его жизни.
Действие:
Этот фокус языка предлагает проверить, действительно ли убеждение относится к самому человеку или значимым для него людям.
Алгоритм формирования фокуса языка «Применение к себе»:
Примеры фокуса языка «Применение к себе»:
Быть богатым опасно.
Гуманистический формат
Опасно для тебя?
Провокативный формат
Тебе точно опасно быть богатым.
Боевой формат
Ну да, где ты и где богатство…
Гуру
Опасно ли быть богатым тебе?
Фокус языка «Миссия» переводит внимание на ценности большего порядка, чем заявлены в убеждении, или на ценности большего количества людей.
Действие:
Этот фокус языка предлагает выйти за пределы ценностей, непосредственно связанных с убеждением, предположить более значимые ценности.
Алгоритм формирования фокуса языка «Миссия»:
Примеры фокуса языка «Миссия»:
Когда подпускаешь близко людей, они начинают наглеть.
Гуманистический формат
Важнее сохранять ощущение правильности своей жизни.
Провокативный формат
Главное – не стать лохом.
Боевой формат
Самое главное – здоровая подозрительность ко всему.
Гуру
Главное – это любить мир.
Фокус языка «Намерение» переводит внимание с самого убеждения на возможные цели, стоящие за ним.
Действие:
Этот фокус языка предлагает рассмотреть ситуацию достижения тех или иных целей вне самого убеждения.
Алгоритм формирования фокуса языка «Намерение»:
Примеры фокуса языка «Намерение»:
Чтобы произошли изменения, надо постараться.
Гуманистический формат
Конечно, хочется гармоничной жизни.
Провокативный формат
Ты хочешь вызвать непонимание.
Боевой формат
Намерен потерять всех друзей.
Гуру
Ты хочешь управлять своей судьбой.
Фокус языка «Противоположный пример» указывает на факт наличия исключений из любого ограничения.
Действие:
Этот фокус языка предлагает рассмотреть убеждение как в целом верное, но с наличием некоторого количества исключений.
Алгоритм формирования фокуса языка «Противоположный пример»:
Примеры фокуса языка «Противоположный пример»:
Учиться не будешь, двориком станешь.
Гуманистический формат
Эйнштейн говорят на тройки учился.
Провокативный формат
Вот Бузова не училась, а успешна.
Боевой формат
Бывает, как у тети Зины с красным дипломом архивариуса.
Гуру
Иван Иванович нашел и развивает свой талант.
Фокус языка «Другой результат» указывает на побочные эффекты деятельности.
Действие:
Этот фокус языка предлагает рассмотреть побочные результаты и непрямые выгоды/потери от действий.
Алгоритм формирования фокуса языка «Другой результат»:
Примеры фокуса языка «Другой результат»:
Мои убеждения, словно шпионы, не дают себя обнаружить.
Гуманистический формат
С другой стороны, ты оттачиваешь навыки разведчика.
Провокативный формат
А ещё иногда проводят диверсии.
Боевой формат
Зато тебе с собой стабильно.
Гуру
Зато понимаешь, чему нужно научиться.
Фокус языка «Последствия» указывает на пролонгированные результаты наличия убеждения.
Действие:
Этот фокус языка предлагает рассмотреть позитивные и негативные результаты от наличия у человека позитивных или негативных частей убеждения.
Алгоритм формирования фокуса языка «Последствия»:
Примеры фокуса языка «Последствия»:
Много хочешь, мало получишь.
Гуманистический формат
Если понимать это ограничение, то стоит хотеть максимально.
Провокативный формат
Так мало получаешь, что фактически в минусе.
Боевой формат
Ну да, так желания и приводят к разочарованию.
Гуру
В конце концов, найдешь то, чего нельзя не хотеть.
Фокус языка «Сужение фрейма», как часть Фокуса языка Изменение размера фрейма, меняет рамку рассмотрения убеждения на более узкую относительно исходной.
Действие:
Этот фокус языка предлагает рассмотреть убеждение в более узком контексте, в приложении его к меньшему количеству людей, временному отрезку или территории. С изменением контекста меняется отношение к убеждению.
Алгоритм формирования фокуса языка «Сужение фрейма»:
Примеры фокуса языка «Сужение фрейма»:
Много хочешь, мало получишь.
Гуманистический формат
Иногда люди много хотят и некоторые, действительно, мало получают.
Провокативный формат
Иногда и ещё меньше.
Боевой формат
В этой стране с желаниями вот так.
Гуру
В некоторые периоды без большой мечты нельзя.
Фокус языка «Расширение фрейма», как часть Фокуса языка Изменение размера фрейма, меняет рамку рассмотрения убеждения на более широкую относительно исходной.
Действие:
Этот фокус языка предлагает рассмотреть убеждение в более широком контексте, в приложении его к большему количеству людей, временному отрезку или территории. С изменением контекста меняется отношение к убеждению.
Алгоритм формирования фокуса языка «Расширение фрейма»:
Примеры фокуса языка «Расширение фрейма»:
Чтобы произошли изменения, нужно постараться.
Гуманистический формат
У всех изменения требуют стараний.
Провокативный формат
Жизнь – одно сплошное старание.
Боевой формат
Жизнь длинная, произойдут когда‐нибудь.
Гуру
В течение жизни изменения увеличиваются.
Фокус языка «Аналогия» предполагает поиск другого контекста, схожего по структуре с исходным контекстом и убеждением.
Действие:
Этот фокус языка предлагает рассмотреть аналог убеждения в другом, но похожем по структуре контексте. Такое рассмотрение позволяет изменить отношение к убеждению.
Алгоритм формирования фокуса языка «Аналогия»:
Примеры фокуса языка «Аналогия»:
Все не как у людей.
Гуманистический формат
Это как альбинос.
Провокативный формат
Как с луны свалился.
Боевой формат
Как у человека из прошлого.
Гуру
Гадкий утёнок в конце книги становится лебедем.
В Фокусе языка «Стратегия реальности» мы указываем на контекст возникновения убеждения.
Действие:
Этот фокус языка предлагает рассмотреть контекст возникновения убеждения. Понимание того, откуда убеждение возникло, может привести к изменению убеждения.
Алгоритм формирования фокуса языка «Стратегия реальности»:
Примеры фокуса языка «Стратегия реальности»:
Быть богатым опасно.
Гуманистический формат
Возможно твои родители этого боялись.
Провокативный формат
А у тебя пять бизнесов отжали, знаешь, о чем говоришь.
Боевой формат
Не в той семье родился, чтобы о богатстве рассуждать.
Гуру
Тебе, наверное, хочется сильнее влиять на мир, потому ты и ищешь богатства.
Каждый Фокус языка является способом сместить внимание, сфокусировать его на другом аспекте описания мира.
Несколько Фокусов языка в одной фразе дают усиленный эффект.
Многие классические примеры из Книги Р. Дилтса “Фокусы языка” являются именно такими связками и именно по этому они такие действенные.
При объединении нескольких Фокусов языка проще становится формулировать красивое и цельное предложение, а эффект усиливается по формуле “1+1=3” .
Примеры связок Фокусов языка:
Быть богатым опасно.
Ра + Ик
Да, ваше богатство может вызвать зависть у других, однако важно не богатство, а ваше отношение к деньгам и людям.
СР + По
Наверное твои родители не умели быть богатыми и передали тебе эти опасения, а раз ты задумываешься об этом, значит сможешь достичь комфортного богатства.
Leave A Comment
You must be logged in to post a comment.